К 155-летию со дня рождения А.П.Чехова

Грусть и жалость — чувства, которые возникают к детям, угнетенным и подневольным, в произведениях  А. П. Чехова.
Варька, отданная в услужение к мастеровому, ("Спать хочется"); Егорушка, которого родственник и сельский священник везут в город учиться, с полным отсутствием жизнерадостности ("Степь"); Ванька, отданный в ученье к сапожнику ("Ванька"), даже группа детей, оживленно играющая в лото, играет не в силу потребности повеселиться, а от гнетущей скуки, на которую обрекли эту детвору уехавшие в гости родители ("Детвора").
Александр Павлович Чехов (старший брат А. П. Чехова) в своих воспоминаниях пишет, что этот тон и эти мастерски написанные, с оттенком грусти, портреты детворы выхвачены прямо из жизни и находят себе объяснение в далеком прошлом автора и в его собственном детстве.
В зрелые годы своей жизни он не раз говаривал в интимном кружке родных и знакомых:
- В детстве у меня не было детства…
Детство Антона Павловича не было беззаботным и жизнерадостным.
Семейный уклад сложился для будущего писателя так, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. На это не хватало времени, потому что все свое свободное время он должен был проводить в лавке отца.
На всем этом лежал отцовский запрет:


Отца, Павла Егоровича, преследовала мысль о расхищении добра мальчиками-лавочниками и приказчиками в его отсутствие, поэтому требовал, чтобы в лавке всегда кто-то был из сыновей. Ввиду этого все дети Павла Егоровича испытали на себе каторжную тяготу сидения в лавке в качестве "своего глаза". Но более всего доставалось двум старшим сыновьям - Саше и Антоше. Эти с самых детских, юных лет сделались постоянными и неотлучными сидельцами за прилавком.
Несмотря на заступничество матери, Антон сидел за прилавком с  утра до ночи, точно прикованный цепью.
Отец требовал хороших отметок, хотя часто мальчику приходилось делать уроки за конторкой в лавке. За “дурные отметки” отец брался за ремень.
Взрослея, Антон все больше и больше замечал, как нечестен отец в ведении торговли, и лавка делалась будущему писателю все противнее и противнее…

по Воспоминаниям Александра Павловича Чехова (старшего брата А.П. Чехова, прозаика, публициста, мемуариста) о детских годах жизни брата здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий